Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа Духовно – нравственного воспитания

Планы и положения

ПРОГРАММА

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ                                                        

ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова 2015-2025г.г.

Наименование программы:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ                                                             ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Основание для разработки   духовно-нравственного воспитания школьников:

   Современная концепция ФГОС о «Духовно- нравственном      воспитании детей и молодежи», Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)

Основные разработчики духовно-нравственного воспитания школьников:                            

Зам. директора по ВР Лавлинская Т.П.

Оценка социальных последствий реализации духовно-нравственного воспитания школьников:                          

- формирование ценностных ориентиров духовно-нравственной личности;

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- совершенствование скоординированной системы деятельности семьи и школы по физическому, патриотическому и нравственному воспитанию детей.

Критерии выполнения духовно-нравственного воспитания школьников:                                          

- совершенствование методов духовно-

нравственного и семейного воспитания;

- снижение роста правонарушений, понимание значимости для учащегосявоспитание гражданской ответственности, патриотизма и культурно-нравственных ценностей

Сроки реализации духовно-нравственного воспитания школьников:                            

- 2018 – 2025 годы.

Актуальность программы духовно-нравственного воспитания учащихся

       В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
       Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
       Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

     Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания.

       Основными показателями социализации индивида выступают:

$1·                    знание традиционных устойчивых норм поведения;

$1·                    представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;

$1·                    нормативная система этикета.

       В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания.

       Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ СОШ №6. Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Нормативно-правовые документы.

  • Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р г.Москва «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.»
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г.
  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
  • Декларация прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Устав школы

Этапы реализации Программы

  • I этапначальный (2018/2019 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности

  • II этаппрактический (2019/2022 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности.

$1·         III этапобобщающе-результативный (2023/2025 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся.

Цели и задачи Программы

Цель программы.

  1. создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
  2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
  3. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

Направления Программы:

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

           воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

           организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций школьников, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

           развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

           усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом;

           оказание содействия родителям в организации обучения детей.

Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-чувственном, поведенческом.

На когнитивном уровне предполагается сформировать систему экономических, правовых, социологических знаний, понимание собственной роли и места в жизни.

На эмоционально-чувственном уровне необходимо развивать чувство эмоциональной привязанности к Родине.

На поведенческом уровне важно подготовить учащихся к взаимодействию с другими людьми, прививать навыки поведения в соответствии с общественными нормами, а также законопослушность.

Принципы Программы:

  1. Принцип природосообразности.
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  3. Принцип сотрудничества.
  4. Деятельностный подход.
  5. Личностно-ориентированный подход.
  6. Возрастной подход.

Программа соответствует специфике начального, среднего и старшего образования детей, и способствует:

  • духовному и личностному росту учащихся;
  • развитию творческого и логического мышления;
  • развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
  • обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

Задачи воспитания:

  • Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  • Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
  • Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
  • Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него­ умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.
  • Сформировать культуру общения.
  • Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
  • Приобщить учащихся к национальной и мировой культуре.

Направления воспитательной работы:

1.Социализация. Ученик и школа

Цель и задачи:

Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной
активности, формированиеготовности школьников к сознательному выбору профессии.

просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.
Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

2. Семейное воспитание. Моя семья и моя школа.

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование представлений о семейных ценностях.
Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа.
Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье ( « Я надежда и помощник») и в обществе ( « Я гражданин, я ученик»)

3. Учебно-познавательное и физическое.

$1·         Мои знания.

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Формирование гражданского отношения к себе.
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

$1·         Моё здоровье.

Цель и задачи:Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного в полной мере проявить себя во всех сферах учебной и внеурочной деятельности. Ребёнок и спорт – главная наша цель.

4. Экологическое воспитание. Мы и наша природа.

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
5. Патриотическое воспитание. Мы – защитники нашего Отечества.

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала.

Ожидаемый результат реализации программы:

Ожидаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является:

Для педагога. 1.Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, обще­ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;
  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Ожидаемые результаты.     Для учащегося.

    1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
    2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
    3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
    4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
    5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа- центр социокультурной среды.

Ученики должны быть:

  • дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
  • обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
  • самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
  • способны к изменению самих себя.

К ожидаемым результатам относятся:

  • развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
  • создание условий для развития духовной личности;
  • поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья школьников;
  • повышение компетентности детей и подростков в области нравственности;
  • рост социального оптимизма подрастающего поколения.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

    1. Лекция;
    2. Беседа;
    3. Час общения;
    4. Ролевые игры;
    5. Диспуты;
    6. «Мозговой штурм»;
    7. Урок творчества.
    8. Классные собрания;
    9. Классные часы.
    10. Экскурсии      

Мероприятия: (в течение года)

Средняя и старшая школа

  1. Семинары
  2. Конкурсы, КВН
  3. Викторины
  4. Экскурсии
  5. Акции, проекты
  6. Туристические слеты
  7. Круглые столы
  8. Волонтерская деятельность
  9. Наставничество
  10. Диспуты
  11. Исследовательская деятельность.
  12. Конференции
  13. Психологические диспуты «Мы – против наркотиков!»

Традиционные мероприятия в начальной школе (в течение года)

  • День Знаний
  • Игра для начальной школы «Путешествие по стране маленького принца»»
  • День Матери
  • Праздник Новогодней ёлки
  • Благотворительный бал
  • Спортивный праздник
  • Праздник Здоровья «Папа, мама, я – здоровая семья»
  • Праздники и мероприятия «Служу отечеству»
  • Конкурс инсценированной сказки
  • Проектная деятельность
  • Экологические походы.
  • Фольклорные праздники.
  • Театральные постановки.

Диагностика:

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

Работа с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • беседа
  • консультации
  • родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

Мероприятия по реализации программы

«Духовно-нравственное воспитание детей» (2018-2025 гг.)

п./п.

Содержание работы

Исполнитель

Сроки

исполнения

Раздел «Информационно-методическое обеспечение реализации Программы»

 

Разработка и утверждение комплексной долгосрочной программы «Духовно-нравственное воспитание на основе российский традиционных ценностей»

Администрация

Сентябрь 2018

 

Создание Координационного совета по Программе при директоре школы.

Разработка программы

Администрация

Сентябрь 2018

 

Изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Администрация,

учителя, Совет школы, родительская общественность

Сентябрь

2018-2025

Раздел «Информационно-просветительская и культурная деятельность»

 

Организация и проведение Дней памяти, православной культуры в школе.

Классные руководители, зам. директора по ВР

По плану

 

Реализация проекта развития благотворительности «Дарю благо»

Классные руководители, зам. директора по ВР, Совет школы, отряд «Лидер»

В течение года

 

Проведение концертов различной тематики и творческих встреч.

Зам. директора по ВР

По плану

 

Организация лектория для родителей.

Классные руководители

Один раз в четверть

 

Проведение акций милосердия.

Администрация школы, Совет школы, отряд «Лидер»

По плану

 

Создание презентаций о проведении праздников и тематических мероприятий по патриотической и духовной тематике.

Зам. директора по ВР, классные руководители

Ежегодно

 

Организация экскурсий по городу и посещение центров культурны .

Зам. директора по ВР, классные руководители

По плану

 

Реализация плана работы по профилактике

Зам. директора по ВР, классные руководители, психолог, соц. педагог

В течение всего периода

 

Участие в конкурсах по краеведению различного уровня

Зам. директора по ВР, классные руководители.

По плану

 

Реализация плана мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

Зам. директора по ВР, классные руководители           

По плану

           

«Духовно-нравственное воспитание детей

на основе российский традиционных ценностей»

(по Стратегии развития воспитания до 2025 года)

п./п.

Направление

Мероприятия

I

Сентябрь 2018

Январь 2019

Март 2019

Развитие у детей нравственных чувств (долга, чести, справедливости, милосердия и дружелюбия)

1.КТД «Духовно-нравственные ценности и моя будущая жизнь. Выбери свою судьбу»9-11 кл.

2. Диспут: «Справедливость» 8-10 кл

3. Акция «Отношение к окружающим»1-11 кл.

II

Октябрь 2018

Октябрь 2018

Март 2019

Формирование выраженной в поведении нравственной позиции, способности к сознательному выбору добра

1. Форум молодежи «Мои нравственные ценности» 10-11 кл.

2.День рождения школы КТД 1-11 кл. Акция «Взаимовыручка и взаимоуважение»5-11 кл. Беседа: «Духовно-нравственное поведение»5-8 кл. Деловая игра «Отношение к труду, обязанностям»7-9 кл.

III

Ноябрь 2018

Развитие сопереживания и формирование позитивного отношения к людям

1.День матери КТД 1-11 кл.ноябрь

2.День учителя КТД 1-11 кл. Октябрь

3.День пожилого человека КТД 1-11 кл. Ноябрь

3.Праздник «День микрорайона» 1-11кл. Октябрь

4.Акция «Милосердие» Декабрь, апрель

IV

Ноябрь 2018

Сентябрь 2018

Расширение сотрудничества меду государством и обществом, общественными организациями в сфере духовно-нравственного воспитания детей

1.Акция «XXI век без наркотиков» 7-11 кл.

2.Конкурс сочинений «Мы против наркотиков»7-11 кл.

3.Конкурс газет «XXI век без наркотиков» 7-11 кл.

4.КТД «Город Курчатову-50» 1-11 кл.

5.РДШ «Год добровольца». Акция «Мой город, мой двор»-8-11 кл.(в течение года)

6.Участие в конкурсах РДШ

7.Посещение воинской части и Совета ветеранов, в течение года, 6-10 кл

V

Содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях

1.Диагностика изучения уровня духовно-нравственного воспитания школьников 9-11 кл.

2.Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу»,

8-11 кл., февраль 2019

3.Вахта памяти , май ,5-7 кл.

VI

Приобщение детей к культурному наследию (литературному, музыкальному, художественному, театральному, кино)

1.Участие в областном фестивале «Детство без границ»

2.Просмотр кинофильмов в ГДК (по плану школы и ГДК) 1-11 кл.

3.Посещение Курского драмтеатра 5-11 кл. в течение года. Посещение кукольного театра. 1-6 кл. в течение года.

4.Встреча с поэтами и писателями города Курчатова , март 2019 ,7-11 кл.

5.Посещение школьного и городского музеев, в течение года 1-11 кл.

VII

Повысить роль библиотек в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры

1.Библиотечный час(один раз в четверть) по плану библиотек духовно-нравственного направления.

2. Уроки эстетической культуры 1-11 кл.,декабрь 2018

3.Встреча с интересными людьми города, в течение года,4-9 кл.

4.Совместная работа школьной библиотеки с городской , в течение года