Положение о рабочей программе
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о рабочей программе

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № _

от «____» ____20 _г.

Утверждено приказом № ______

от «___________ 20 _г.

Директор школы

________________  Лядова Л.Г.

Положение

о рабочей программе

 

1. Общие положения

1.1.  Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к условиям и результату образования обучающихся на начальном и основном уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее — ОУ).

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

1.4. Задачи рабочей программы:

       - дать представление о практической реализации компонентов    государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

       - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.5. Основными функциями рабочей программы являются:

- нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

- процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения;

- оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания

1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание,

формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья обучающихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также

возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

2.2. Рабочая    программа    является    составной    частью    образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на всех уровнях образования.
2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеоб­разовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение. («Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) или на класс.

2.5. Рабочая программа разрабатывается  на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки.
2.6. Рабочая программа  разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

2.7. Изменения в рабочие программы по предметам могут вноситься ежегодно с учетом особенностей обучающихся, изменений федерального уровня, карантина и актированных дней и др.

2.8. Ежегодные    корректировки    рабочей    программы    осуществляются   в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

3. Структура рабочей программы

3.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,

Рабочая программа начального общего образования по предмету должна содержать

следующие разделы:

       *Титульный лист;

$11.      Пояснительная записка

$12.      Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

$13.      Содержание учебного предмета, курса

$14.      Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

       *Титульный лист;

$11.      Пояснительная записка

$12.      Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

$13.      Содержание учебного предмета, курса

$14.      Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:

       *Титульный лист

$11.      Пояснительная записка

$12.       Результаты освоения курса внеурочной деятельности

$13.      Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

$14.      Тематическое планирование

3.4. Структура рабочей программы основного общего образования, среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету (курсу) включает в себя следующие разделы:

*Титульный лист

$11.      Пояснительная записка

$12.      Требования к уровню подготовки обучающихся

$13.       Содержание учебного предмета, курса

$14.      Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4. Требования к разделам рабочей программы.

4.1. Титульный лист (Приложение 1, 2)

*Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

* гриф рассмотрения: РАССМОТРЕНО: руководитель ШМО (подпись), расшифровка подписи, дата,

* гриф согласования: СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР (председатель ШМС) (подпись). Расшифровка подписи. Дата.

*гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

*название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

*уровень образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование;

*уровень программы: базовый, профильный;

* классы;

 *Ф.И.О.  учителя (полностью)
*место и  год составления программы.

4.2. Пояснительная записка.


Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, поясняющий

 * на основании каких нормативных документов разработана рабочая программа;

 *на основании какой учебной программы (примерной или авторской) с указанием наименования, автора и года издания разработана рабочая программа;

* учебно - методический комплекс с указанием наименования, автора и года издания, на основе которого разработана рабочая программа;

* общее количество часов в соответствии с программой;

*количество часов в неделю по учебному плану;

*адресность (специфика класса);

*внесенные изменения и их обоснование.   

* основные цели и задачи изучения учебного предмета

4.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)

Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.

Каждая группа планируемых результатов должна быть представлена двумя уровнями:

уровнем актуальных действий и уровнем зоны ближайшего развития.

Первый уровень планируемых результатов относительно универсальных учебных

действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) описывается

в блоке «Ученик научится».

Второй уровень планируемых результатов описывается в блоке «Ученик получит возможность научиться».

Требования к уровню подготовки обучающихся (Стандарты 2004)

Необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса.

4.4. Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий:

-  перечень и название разделов и тем курса;

- содержание учебной темы:

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности - структурный элемент рабочей программы, содержащий:

-  перечень и название разделов и тем курса;

- содержание учебной темы;

формы организации;

виды деятельности.

4.5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий:

- перечень разделов, тем, последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

-в том числе контрольных, практических работ и т.д.

Таблица тематического планирования

по конкретному предмету, курсу (учебного плана)

п/п

Название раздела

Кол. - во

часов

  Темы раздела

Кол. - во

часов

Формы контроля

Кол. - во

часов (по разделу)

1.

       

Практическая

работа

 
   
   

 Контрольная работа

 
   
   

Контрольный диктант

 
   
   

Проверочная работа.

 
   
   

 Изложение

 
   

 Сочинение

 
   

Тест 

 
   

Лабораторная работа

 
   
   

 Проекты

 

2.

           

3.

           
 

Итого:

         

Таблица  тематического планирования

по курсу внеурочной деятельности (плана внеурочной деятельности)

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Темы раздела

Количество часов

Теория

Практика

Общее количество часов

             
       

Итого:

           

4.6. Авторские рабочие программы

4.6.1. Авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с ФГОС и с учетом примерной образовательной программы соответствующего уровня образования, могут использоваться как рабочие программы по предмету. Изменения и дополнения, внесенные учителем в авторские программы, должны быть отражены в пояснительной записке.

 4.7.  Календарно-тематическое планирование не является структурной составляющей рабочей программы, но является приложением к рабочей программе.

Таблица календарно-тематического планирования по конкретному предмету, курсу 

Раздел (кол-во часов)

№п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

1.

       

2.

       

Итого:

       

         В календарно-тематическом  планировании  используется сквозная нумерация от 1-го до последнего урока в учебном году, указывается планируемая дата проведения урока и фактическая дата урока (фактические даты заполняются по мере реализации программы).  

        Изменения в календарно-тематическое планирование могут вноситься в течение  учебного года с учетом  карантина и праздничных дней и др.

Корректировка в КТП по усмотрению учителя.Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством укрупнения дидактических единиц, сокращения часов на проверочные работы, оптимизации домашних заданий, вывода в старших классах части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.

 Информация о корректировке рабочей программы вносится в графу «Корректировка»

5. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

5.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

5.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования;

  • Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;
  • примерной образовательной программе начального общего образования;
  • авторской программе по предмету;
  • образовательной программе начального общего образования ОУ;
  • учебному плану ОУ;
  • федеральному перечню учебников;
  • настоящему положению

5.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования;

  • Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
  • примерной образовательной программе основного общего образования;
  • авторской программе по предмету;

образовательной программе основного общего образования ОУ;

  • учебному плану ОУ;
  • федеральному перечню учебников;
  • настоящему положению

5.1.3. Рабочая программа по ФГОС первого поколения (2004);

  • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года),
  • примерной образовательной программе основного общего образования;
  • примерной образовательной программе среднего общего образования;
  • авторской программе по предмету;
  • федеральному перечню учебников;
  • учебному плану ОУ;
  • настоящему положению

5.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям настоящего положения.

Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде.

5.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов.

5.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

5.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется руководителем МО, заместителем директора по УВР (председателем ШМС) и утверждается руководителем образовательного учреждения.
При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о рассмотрении, согласовании и утверждении рабочей программы.
5.6.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.

6. Оформление и хранение рабочей программы.

6.1. Текст набирается в редакторе Word  for Windows шрифтом Times New Roman, 12 - 14, 1.15  межстрочный интервал,  выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее — 2 см, правое — 3 см, левое — 1,5см; центровка заголовков  выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Ориентация страниц – везде книжная (тематическое планирование, календарно-тематическое планирование – можно альбомная). Начинать все разделы с новой страницы.

6.2. Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя.

7. Делопроизводство

7.1. Администрация ОО осуществляет систематический контроль за выполнением Рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).

7.2. В случае невыполнения Рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию в графе «Корректировка» в конце каждого полугодия.

7.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на административном совещании

                                                                                                           

Приложение №1

             МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова

 Рассмотрено на заседании МО учителей  начальных классов

Руководитель МО

_______  Пашкова Г.В.

Протокол №1       от

«   » августа 2016 г.

      « Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ Красавина Н.А.

«    » августа  2016 г.

Принято на заседании педагогического совета №1 от       августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________ Лядова Л.Г.

Приказ №  от

« » августа  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету  «Русский язык»

начальное  общее образование

1-4 классы

Срок реализации программы - 4 года

Составитель:

Жукова Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

        

г. Курчатов

20_______ г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова

 Рассмотрено на заседании МО учителей  начальных классов

Руководитель МО

_______  Пашкова Г.В.

Протокол №1       от

«   » августа 2016 г.

      « Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ Красавина Н.А.

«    » августа  2016 г.

Принято на заседании педагогического совета №1 от       августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________ Лядова Л.Г.

Приказ №  от

« » августа  2016 г.

Рабочая программа

     по курсу внеурочной деятельности  «            »

Уровень образования   начальное  общее образование

                                                   

Направление внеурочной деятельности _________________________          

1-4 классы (или класс)

Срок реализации программы - 4 года (в зависимости от программы)

Составитель:

Жукова Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

                                                          

г. Курчатов

20_______ г.