Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

План социально-психологического сопровождения детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов

План социально-психологического сопровождения детей,

обучающихся на дому и детей-инвалидов,

обучающихся в  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

г.Курчатова

на 2016-2017 учебный год

Цель сопровождения:

обеспечение успешной социализации, социальной адаптации, самореализации, социального благополучия, укрепления здоровья, защиты прав  обучающихся благодаря поддержке и помощи ему в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • помочь обучающимся  в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;
  • помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;
  • помочь педагогическим работникам  в психолого-педагогической диагностике с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия учителя  и обучающегося на пути его личностного развития и социальной адаптации.

            Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Содержание работы по направлениям сопровождения

Сроки

Ответственный

Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения)

1

Составление списков детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе

Сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

2

Посещение обучающегося ребёнка-инвалида на дому (определение условий проживания ребёнка, его готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места).

Сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

3

Консультирование детей и родителей по проблемам

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

Психолого-педагогическая реабилитация (своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.)

1

Взаимодействие с семьей с целью ознакомления с социальным статусом и социально-бытовыми условиями, в которых проживает учащийся

в течение года (сентябрь-май)

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

2

Консультативная помощь в плане взаимодействия по организации процесса обучения и воспитания, его коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка:

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида;

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог

Психолого-педагогическая реабилитация

1

Диагностическое обследование обучающегося.

Сентябрь-май

Педагог-психолог

2

Составление программы коррекционно-психологической помощи данному обучающемуся. Проведение коррекционных занятий работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающимися в школе

При необходимости

Педагог-психолог

3

Подведение итогов работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающимися в школе за 2016-2017 учебный год

Май

Заместители директора по УВР, учителя-предметники

педагог-психолог, социальный педагог

4

Составление плана работы с детьми, обучающимися на дому и детьми-инвалидами, обучающимися в школе на  2017-2018 учебный год

Август

Заместители директора по УВР, учителя-предметники

педагог-психолог, социальный педагог


Организация психологической диагностики обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Блок  методик исследования степени развития психических функций и эмоционально-личностного развития обучающихся

Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам  психологическое заключение  и рекомендации.

Направления изучения:

$1§     психические процессы,

$1§     эмоциональная сфера,

$1§     личностная сфера,

$1§     сфера межличностных отношений.

Методики.  Младший школьный возраст  7 - 10 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип  семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления  к  школьной адаптации

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

Нарушения в поведении

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест  отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Интеллектуальные особенности

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Мышление

Методика «Исключение слов»

Методика  «Простые аналогии»

Вербально-логическое мышление

Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Внимание

Методика «Корректурная проба»

Определение объема внимания  и его концентрации

Память

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти

                                       Эмоционально-личностные характеристики

Самооценка

 Тест "Лесенка" В.Г. Щур

Уровень самооценки

Тревожность

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Уровень тревожности

Агрессивность

Тест «Уровень агрессивности ребенка»  (для родителей учащихся начальной школы)

Уровень агрессивности

Мотивация

- Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность»

(для учащихся 1 кл.)

- Опросник мотивации (для школьников 2-5 кл.)

Мотивация учения

Интересы

Беседа с родителями

Ведущие интересы

Представления о будущем

Беседа с родителями

Временная перспектива

Методики.  Средний школьный возраст  11 - 14 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления  к  школьной адаптации

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

Нарушения в поведении

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Интеллектуальные особенности

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Мышление

Методика «Исключение лишнего»

Методика  «Простые аналогии»

Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Внимание

Тест «Избирательность внимания» (тест Г.Мюнстерберга)

Степень избирательности внимания

Память

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)

                                        Эмоционально-личностные характеристики

 Самооценка

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

(опросник Казанцевой Г.Н.)

Уровень самооценки

Тревожность

Шкала личностной тревожности

( А. М. Прихожан)

Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность

Агрессия

Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)

Формы агрессивного поведения

Мотивация

Методика «Учебная мотивация» (5 - 8  кл.)

Уровень мотивации

Интересы

Анкета «Мои интересы»

Ведущие интересы

Представления о будущем

Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)

Временная перспектива

Методики. Старший школьный возраст  15 - 18 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления  к  школьной адаптации

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Интеллектуальные особенности

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Мышление

Методика «Исключение лишнего»

Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Внимание

-  Б. Бурдон. «Корректурная проба»

- Тест «Избирательность внимания» (тест Г. Мюнстерберга)

Определение особенностей внимания

Память

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)

                                      Эмоционально-личностные характеристики

 Самооценка

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Уровень самооценки

Тревожность

Шкала личностной тревожности

Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность

Агрессия

Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)

Формы агрессивного поведения.

Мотивация

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

( Домбровская И.С.)

Уровень мотивации

Интересы

Анкета «Мои интересы»

Ведущие интересы

Представления о будущем

Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант)

Временная перспектива

Педагог-психолог                                                                              Бойцова Л.С.