Готовность к школе
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Готовность к школе

Обучение



 

Здравствуй, школа!

В помощь родителям будущих первоклассников

Для родителей будущих первоклассников год перед поступлением ребенка в школу полон забот и проблем, и это естественно. Ведь надо многое понять и решить: 

— готов ли мой ребенок к обучению в школе;

— в какую школу отдать;

— какую программу лучше выбрать для обучения ребенка;

— что должен уметь ребенок, чтобы его взяли в выбранную вами школу;

— что должны делать родители (какие меры предпринять), чтобы облегчить ребенку обучение в первом классе;

— роль первого учителя в жизни ребенка и его семьи.

Вот неполный круг вопросов, которые волнуют родителей.

Что же необходимо сделать, чтобы для первоклассников день 1 сентября стал особенным днем - радостным и волнующим, который запомнится им на всю жизнь, а для Вашей семьи первый учебный год стал бы успешным и благополучным и принес бы радость новых знаний и открытий?

 

Что значит «быть готовым к школе»

Что такое «готовность», все понимают по- своему. Для одних– это способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, для третьих – это большой запас знаний и сведений по принципу «всё обо всём», для четвертых – это желание ребенка быть послушным и выполнять требования взрослых. Многие родители уверены, что основная подготовка заключается в том, чтобы еще до школы обязательно научить малыша читать, писать и считать. Однако не это является главным.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на состояние здоровья Вашего малыша. Многолетний опыт врачей, физиологов, гигиенистов доказывает, что дети ослабленные, часто болеющие, имеющие хронические заболевания,  с трудом переносят новый непривычный режим и учебную нагрузку.

 

Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, считать и писать.

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер

  • Ребенок должен быть готов к новому этапу жизни и новому виду деятельности — учебной.

  • Для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок должен иметь определенный уровень физической, личностной, умственной зрелости. Медицинская комиссия определяет уровень физической зрелости.

  • Психолог и педагог определяют уровень личностной готовности ребенка к обучению, который предполагает:

— умение правильно строить свои отношения со взрослыми;

— умение обращаться со сверстниками;

— отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

  • Статус школьника — это качественно новая ступень в жизни ребенка. Психологическая готовность к учебной деятельности, сформированное желание учиться — вот самое главное при переходе в это качество. 

  • Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые 

познавательные процессы:  мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность. Так называемые «школьно- значимые функции», без которых не может быть успешного обучения по любой из программ, помогут ребенку привыкнуть к систематическому обучению, а значит, комфортно чувствовать себя в школе.

К этим функциям относятся:

развитие мелкой мускулатуры пальцев (тонкая моторика).

Эта функция одна из самых важных. Чем лучше развита мелкая мускулатура пальцев, тем успешнее будет учиться ребенок в школе.

Развитие руки связано и с развитием определенных центров мозга;

— умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: слева — справа, верх — низ, центр;

— умение действовать по правилам;

— умение слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию;

— понимать и удерживать в памяти инструкцию учителя и правильно выполнять ее;

— умение организовать свою деятельность.

При подготовке ребенка к школе особое внимание надо уделить развитию речи, а именно:

— качеству звукопроизношения (все ли звуки выговаривает Ваш ребенок и произносит без дефектов);

— умение строить предложение, не нарушая связи слов в нем;

— правильному употреблению предлогов;

— умению отвечать на вопросы по прочитанной сказке, рассказу, стихотворению;

— составлению предложений по одной картинке и рассказу по серии сюжетных картинок.

  • Перед школой ребенка полезно показать логопеду, так как очень часто, привыкнув к речи своего малыша, родители не слышат имеющихся нарушений и дефектов.

  • К моменту поступления в школу ребенок должен достичь зрелости не только в физическом и социальном отношении, но и определенного уровня умственного и эмоционально — волевого развития.

  • Учебная деятельность требует определенного запаса элементарных понятий и знаний об окружающем мире. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять  самоконтроль — то есть владеть мыслительными операциями.

 

В готовности к школе выделяют три компонента:

1. интеллектуальный;

2. эмоционально-волевой;

3. социальный.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:

Наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

 

Причинами школьной незрелости могут быть:

- Недостатки в воспитательной среде. Необходимы систематические занятия с ребенком.

- Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. Необходима консультация с врачом и лечение ребенка.

- Невротическое развитие характера. Необходима консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения.

- Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. Необходима  консультация у невропатолога и лечение,  сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе.